Как изучать цвета с ребенком? В каком возрасте начинать обучение? Такие вопросы возникают у многих молодых родителей. В этой статье я хочу поделиться своим родительским опытом и буду рада, если он кому — то пригодится. Так же предлагаю идею, как своими руками сделать сенсорную книгу для детей из подручных метериалов. С помощью этого развивающего пособия можно не только учить цвета, но и дать ребенку представление о размерах и формах.
Начинать изучать цвета с ребенком можно с 1 года, а если получится удерживать внимание крохи, то, возможно, и раньше. Все занятия должны проводиться в игровой форме, ненавязчиво, быть непродолжительными и интересными для ребенка. Изучение цвета начинайте с основных цветов — это красный, желтый и синий, так как их нельзя получить смешением других цветов.
Вводите цвета постепенно, по одному. Не переходите к новому цвету, пока ребенок не усвоил предыдущий. Начните с желтого цвета, дети обычно запоминают его быстрее других. Постоянно обращайте на него внимание. Например, посмотри – желтый кубик, желтый карандаш, какое желтое солнышко. Вовлекайте ребенка в процесс занятия. Например, давай найдем среди игрушек желтый кубик, желтый мячик, желтую машинку и так далее.
В процессе обучения просим малыша находить такие же цвета. Например, у меня в руках желтый кубик, найди, пожалуйста, такой же. И, конечно же, ребенок не сможет сразу запомнить цвет, это происходит после нескольких занятий.
Когда кроха начнет распознавать желтый цвет и уверенно находить его, то так же постепенно вводите синий, затем красный цвет, при этом не забывайте закреплять уже полученные знания о пройденном цвете.
Малыш усвоил информацию, ориентируется в основных цветах и легко их находит? Пришло время усложнить задачу, начинаем изучать цвета второго порядка – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Каждый из этих цветов состоит из двух чистых основных. Оранжевый – это желтый плюс красный, зеленый – желтый плюс синий, фиолетовый – красный плюс синий.
Все дети любят рисовать, больше рисуйте вместе с ребенком. А пока у крохи не получается, рисуйте вместо него. Позже купите малышу раскраску. С 1,5 — 2 лет ребенок может самостоятельно раскрашивать картинки, предоставьте ему самому выбирать понравившиеся цвета, так он формирует к ним свое отношение — появляются любимые цвета.
Когда ребенок научится отличать основные цвета и цвета второго порядка, уверенно в них ориентируется, можно добавить для изучения розовый, серый, коричневый.
Несмотря на то, что нам, взрослым, кажется, что черный и белый цвет запомнить проще всего, вводим их в занятие в последнюю очередь.
Изучайте цвета везде, где только можно. Дома — когда играете, рисуете, лепите из пластилина, делаете поделки из различных материалов. Обращайте внимание малыша на цвет одежды при переодевании, а во время прогулок на улице на цвет листьев, травы, цветов, машин и др.
Если вы рано начали изучать цвета, то в первое время достаточно, чтобы ребенок на вашу просьбу находил нужный цвет. Позже, когда малыш научится говорить, необходимо проследить, чтобы он называл цвет правильно.
У нас дочь к 1,5 годам знала все основные и дополнительные цвета. В садике из — за этого произошел курьезный случай. Воспитатель не нашла к занятию красную ленточку и в качестве пособия решила использовать розовую. Когда мы пришли забирать дочку из сада, воспитатель сказала, что наш ребенок сорвал занятие. На вопрос: «Какого цвета ленточка?» дочь твердо ответила, что розового и дальнейшее проведение занятия утратило смысл.
Когда ребенок сможет уверенно находить нужный цвет и называть его правильно, начинайте изучать оттенки цветов. Изучают оттенки по принципу убывания – от самого насыщенного до светлого. Например, сначала запоминаем темно-розовый, а потом светло-розовый цвет. Сейчас продается много различных развивающих игр, но что — то можно сделать и своими руками.
Как самим сделать пособие для занятий в виде сенсорной книжки
Скрепите несколько листков картона в виде книжки. Вырежьте из разной по текстуре ткани (шерсть, хлопок, лен, шелк и др.) геометрические фигуры. Пусть они будут разного размера и цвета. Наклейте их на страницы книжки. Так вы убьете сразу двух четырех зайцев. Сенсорная книга будет:
- Помогать изучать цвета.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук – малыш трогает разные по структуре ткани, получает информацию об окружающем мире. При этом родитель обращает внимание ребенка, что разные ткани отличаются на ощупь.
- Наглядно помогать изучать размеры (например, красный треугольник больше/меньше синего).
- Даст представление о формах. Постоянно проговаривая название геометрических фигур при изучении цвета (например, красный круг, синий квадрат, желтый прямоугольник), поможете ребенку получить информацию и о геометрических формах.
Такая сенсорная книга долго будет полезна. С года — для изучения цвета, развития мелкой моторики и далее для изучения размеров, геометрических фигур.
У каждого ребенка индивидуальное восприятие информации — один малыш быстро запоминает, а другому потребуется чуть больше времени. Поэтому, дорогие родители, будьте терпеливы и помните, что только регулярные занятия дадут необходимый результат. Изучать цвета с ребенком — это очень увлекательное занятие, а сколько положительных эмоций вы испытаете в итоге!
Очень полезная тема. И у вас красивый и интересный сайт
Познавательная статья, написано доступным языком. Спасибо, что делитесь своим опытом.